Лето. Жара. Феномен опен-эйров, концертов на свежем воздухе, настолько обаял посетителей концертов, что загнать себя в клуб представляется почти невыполнимой задачей. И ни к чему.
Разнообразие открытых фестивалей и разница в их форматах позволяет выбрать себе что-то по вкусу почти на каждый уик-энд лета.
Недавно я встретился с одним видным контркультурщиком 80-х, создателем авангардного Синтез-театра «Грани» Александром Бобровым. И речь у нас зашла именно о фестивалях на открытых пространствах. Бобров увлеченно рассказывал мне о фестивалях тех самых восьмидесятых годов: подальше от неусыпного внимания КГБ, люди с рюкзаками шли под руководством таинственных проводников в далекие леса, там при помощи секретных знаков встречались и между палатками устраивали импровизированную сцену. Но главной роскошью было, конечно, человеческое общение среди «своих». Музыка – как универсальный язык общения, но не самоценный объект внимания.
За прошедшую четверть века многое изменилось. К людям с рюкзаками прибавились люди без рюкзаков, тоже желающие прослушать музыку на свежем воздухе. И заметно убавилось необходимости искать «своих». Хотя бы ввиду появления Интернета, как нельзя лучше подходящего на роль коммуникатора.
«Городской опен-эйр хорош внезапностью. Можно приехать на него в любое время и в любое же время сорваться с него»
Что же теперь являют собой опен-эйры? Видоизменились ли они, мутировали или объяли все и всех? В чем суть нынешнего желания городского благополучного жителя поехать за тридевять земель ради концерта тех групп, которые и так каждый вечер дают концерты в клубе около места его работы? А то и ехать слушать вовсе неизвестных исполнителей?
Стоит сразу поделить опен-эйры на городские и загородные. Потому что атмосфера на них различна. На городской опен-эйр приезжают неспешно, в предвкушении тотального комфорта. Фестиваль «Крылья» окружит периметром палаток с разливным пивом спонсора и нехитрой закуской к тому пиву. Фестивали Stereoleto или «Остров Света» в саду «Эрмитаж» прибавят к пивным кранам ресторанные изыски и кальяны от близлежащей чайханы. Закрытые презентации на пафосных пляжах в Строгинской пойме предложат вдобавок удобные шезлонги и юрких официантов.
Городской опен-эйр хорош внезапностью. Можно приехать на него в любое время и в любое же время сорваться с него, если появилась необходимость по работе. В другое время полежать на травке в центре Москвы с бокалом разливного пива, слушая превосходных живых музыкантов, попросту невозможно. Милиция свое дело знает.
Загородный опен-эйр хорош чистотой воздуха. Кроме того, ехать несколько часов или даже дней от большого города ради трехчасового концерта смысла нет, поэтому дышать свежим лесным воздухом получится минимум два-три дня подряд. А на самом большом из фестивалей – Грушинском под Самарой – даже целую неделю.
Рок-фестивали, вроде «Нашествия» и «Эммауса», предпочитают занимать целый уик-энд. Шумная их аудитория приезжает с палатками и желанием побыстрее напиться. Фан-клубы отряжаются поддерживать своих любимых музыкантов. Две или даже три сцены позволяют развести аудиторию по интересам. Поклонники лиричного Павла Кашина вряд ли станут слушать грубовато-экспрессивный «Наив». На недавней пресс-конференции на поле будущего «Нашествия» под Рязанью продюсер фестиваля Андрей Клюкин во всех красках живописал, как буквально по минутам приходится состыковать время выступления сходных по аудитории музыкантов.
Фестиваль "Нашествие"
В России отсутствует пока культура проведения опен-эйров, сложившаяся в Европе, – безукоризненный сервис, отлаженная инфраструктура, бурная ночная жизнь. Порою негде просто помыть руки, не говоря уже о комфортном душе. Но организация фестивалей бурно развивается, и с каждым годом проблемы решаются. Отчасти дискомфорт на рок-фестивалях связан с низкими, по сравнению с европейскими, ценами на входной билет – около 10 долларов. Между тем сервисные организации работают по вполне себе мировым ценам. Как пояснил один из организаторов фестиваля «Эммаус» Андрей Матвеев, в первую очередь полноценный комфорт придет к обладателям VIP-билетов, затем и к остальным.
Слово «комфорт» стало очень много значить, в сравнении с временами восьмидесятых. Однако для того слушателя, которому претит столкновение с общепитом в лесной чаще, остались мероприятия с разумным ограничением их деятельности. Фестиваль «Пустые Холмы» под Тарусой успешно решает такие вопросы. Там встречаешь как студентов, варящих в котелке привезенную с собой кашу, так и целые семейства на джипах, предпочитающие дорогие шашлыки и напитки. Все мирно уживаются меж собой, и объединяет их любовь к качественной некоммерческой музыке – блюз-рок, этно, реггей.
Но и это еще не все. Сохранился и формат фестивалей «для своих». Например, в этом году блюзовый музыкант Владимир Кожекин собрал небольшой фестиваль в Николо-Ленивце методом оповещения только среди заинтересованной аудитории. Объявления в соответствующем сообществе «Живого журнала» оказалось достаточным для того, чтобы в засекреченном глухом месте Калужской области появилась прекрасно оборудованная сцена и полторы тысячи зрителей.
Обратный пример – фестиваль Ethnoland, который в нынешнем году вобрал в себя знаменитый «Этнолайф» и все на том же подмосковном дорогом горнолыжном курорте Сорочаны на все почти лето затеял большие этнические программы. С массированной рекламой в Москве, но для строго заинтересованной и платежеспособной аудитории.
В любом случае, загородный опен-эйр выполняет свою главную социальную задачу – вырвать горожанина из лап привычного уклада жизни и перенести в уклад особой лесной жизни. Где городские жители спят в палатках, разжигают костры, дышат свежим воздухом и напрочь отключены от городских забот.
Похоже, что в этом году проведение опен-эйров вышло у нас в стране на качественно новый виток развития. Их стало много, и они стали лучше в плане организации. Но остались проблемы с творческой составляющей.
На пресс-конференции «Крыльев» глава компании Silens Pro Михаил Капник сказал устало, что может пригласить любую группу в мире
Проведение коммерчески успешного большого фестиваля требует участия в них музыкальных звезд. На нераскрученные имена зрители просто не поедут. Среди российских музыкантов есть всего пять-шесть групп, способных собрать большую аудиторию вроде «Олимпийского», и все они на слуху. Стоит ли удивляться, что почти все они участвуют во всех многочисленных фестивалях?
Ситуацию могло бы переломить участие западных звезд. Однако их гонорары несопоставимы с нашими, и цена на вход становится приближенной к европейской. Для сравнения, пребывание на фестивале в Гластонберри стоит 25 фунтов стерлингов в день. Фестиваль «Остров Света», который проводят Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков, приглашает звезд Jethro Tall и Skin, и средняя цена в 1500 рублей приближена к английской. Но за один вечер и за одну группу!
Честно говоря, наши промоутеры могли бы быть порасторопнее. Что сами и признают. На пресс-конференции «Крыльев» глава компании Silens Pro Михаил Капник сказал устало, что может пригласить любую группу в мире. Были бы деньги. Однако спонсоры крайне неохотно рассматривают проекты стоимостью выше миллиона долларов. Фестиваль «Эммаус» заявил цифру своего бюджета именно в 1 миллион, «Нашествие» также близко к этой цифре. Перешагнуть сей заколдованный рубеж никому в России пока не удается.
Резюмируя, опен-эйры есть теперь на любой вкус. Есть официозные, вроде концертов на Красной площади и Васильевском спуске. Есть брутальные, вроде «Нашествия». Есть для эстетов и для неформалов. И внутри каждого фестиваля есть масса ценовых и сервисных нюансов. И в этом разнообразии и цветении есть самый главный плюс, который проявился со временем.
Свобода выбора.
В 80-е его откровенно не было. Либо маршируй по Красной площади с красным же флажком, либо с рюкзаком и котелком уезжай в далекие леса. Возможно, содержательное наполнение песен сильно изменилось, но это уже совсем другая тема.